Персидская миниатюра
это изысканное искусство, которое требует использования особых материалов и тонкой техники исполнения. Благодаря наличию искусных миниатюр повышалась цена книги. Оплатить роскошно выполненную рукопись могли только представители элиты. Они же и выступали главными заказчиками. Рукописи переходили от владельца к владельцу, что часто отражалось во владельческих пометах на первом листе.
В роскошных рукописях, предназначенных для особо высокопоставленных заказчиков, каллиграфы оставляли страницы для миниатюр чистыми. Позже художник наклеивал на них особые листы, на которых и писались миниатюры. Часто пространство, зарезервированное переписчиком под миниатюры и живописные заставки, годами и даже веками оставалось незаполненным, пока у рукописи не появлялся состоятельный владелец, которому подобные затраты были по силам.
Основные материалы
Бумага
Персидская бумага изготавливалась из волокон льна, иногда с добавлением волокон конопли. Волокна тщательно сортировали, распутывали, чесали и замачивали в известковой воде, затем сушили на солнце. Процесс повторялся несколько раз до получения плотной массы, напоминающей фетр. После сушки бумага покрывалась яичным белком или раствором крахмала для выравнивания поверхности и полировалась камнем или стеклом, что делало её гладкой и пригодной для живописи.
Краски и пигменты
Использовались как минеральные, так и органические пигменты. Минеральные включали золото, серебро, ляпис-лазурит (основа ультрамарина), киноварь (красный), малахит (зеленый). Вместо дорогого ляпис-лазурита применяли индиго — растительный краситель для получения тёмно-синего цвета, а также азурит — голубой пигмент.
В качестве красных пигментов часто использовали свинцовый сурик, кармин из червеца, окись железа и различные растительные красители. Для чёрного цвета применяли древесный уголь, иногда смешанный с чернильным орешком для получения туши.
Кисти
По традиции, лучшими считались кисти из меха хвоста белки и длинной шерсти персидской кошки. Шерсть рассортировывали по длине, связав её нитью, и протягивали через птичье перо. В зависимости от размера и задачи, кисти варьировались от толстых до очень тонких.
Техника и процесс создания
Художники часто использовали трафареты для передачи контуров рисунка. Сначала прокалывали контуры образца миниатюры иглой, затем прикладывали к чистому листу и наносили угольный порошок через отверстия, чтобы перенести изображение.
После переноса контуров мастер аккуратно обводил линии кистью, накладывая подгрунтовку — тонкий слой краски или клеящего вещества, через который контуры едва видны.
Раскраска осуществлялась слоями, с тщательной проработкой деталей и использованием золотых и серебряных элементов для придания роскоши и глубины.
Важным элементом была комбинированность цветов и прозрачность слоёв, что позволяло создавать сложные и насыщенные по колориту изображения.
Значение материалов и техники
Использование дорогих и редких пигментов, тонкой бумаги и уникальных кистей подчеркивало высокое статусное значение миниатюр, которые зачастую заказывались для иллюстрирования манускриптов и оформления дворцовых коллекций.
Точное и кропотливое нанесение цвета требовало от мастеров высокого мастерства и терпения, что делало персидскую миниатюру уникальным и неповторимым видом искусства.
Процесс создания персидской миниатюры
— это гармоничный союз традиционных материалов и тонкой техники исполнения, придающих этим произведениям исключительную красоту и долговечность.