Тебризский стиль

Тебризский стиль

В 1501 году

Тебриз становится столицей Сефевидов и превращается в центр искусства книжного оформления. Тебризский стиль возник на основе гератского (тимуридского) и богатого излишествами и деталями «туркменского» стиля государства Ак-Коюнлу. Но, по сравнению с предшествующими, эта школа отличается более яркой цветовой гаммой, четкостью линий, экспрессией, более сложной композицией.

Идеологией государства Сефевидов был шиизм, и особой популярностью у правителей пользовались сюжеты религиозного содержания, связанные с пророком Мухаммадом и имамами. Поскольку шиизм сосредоточен вокруг внутренней, скрытой стороны Священного Писания, тяготея к мистицизму, живопись начинает изобиловать намеками, которые должны вызвать у зрителя цепочку ассоциаций.

Расцвет школы

Золотой период связан с правлением шаха Тахмаспа I, который в 1524 году основал знаменитую книжную мастерскую (китабхану). При дворе покровительство нашли выдающиеся художники, главным из которых был Султан-Мухаммад.

миниатюра

Вознесение (мирадж) пророка Мухаммада для рукописи Пятерицы персидского поэта Низами Гянджеви

Султан Мухаммед. 1539—1543 гг.

Знаменитая работа Султан-Мухаммада

Султан-Мухаммаду приписывается одна из самых известных персидских миниатюр — «Мирадж» (вознесение пророка Мухаммада), созданная между 1539 и 1543 годами. Сюжет изображает ключевое событие мусульманской истории — вознесение пророка на небо, сопровождаемое архангелом Гавриилом и фантастическим животным Бураком. Миниатюра сочетает традиционные каноны изображения пророка и влияние китайской живописи — развевающиеся ленты и облака.

миниатюра

Художник Мирза Али

Мирза Али, активный в 1530-х годах, был одним из крупнейших мастеров персидской миниатюры XVI века. Его творчество и новаторство в шахской китабхане Тебриза подготовили почву для развития персидской живописи в XVII веке, в частности творчества Ризы-йи-Аббаси. Миниатюра сочетает традиционные каноны изображения пророка и влияние китайской живописи — развевающиеся ленты и облака.

После смерти поэта Джами в 1492 году завершается классическая литература, что стимулирует поиск новых форм в миниатюрном искусстве.

Предыдущая статья
Тимуридский стиль
Исфаханская школа
Следующая статья